Понедельник
10.12.2018
00:14

Александр Григорьевич Кисунько

Педагогическая деятельность

Александр Григорьевич был блестящим преподавателем. Он читал весь спектр предметов кафедры высшей математики в МИРЭА. На своих лекциях и семинарах Александр Григорьевич демонстрировал педагогическое мастерство такого класса, что все сложные математические проблемы и задачи были понятны студентам. Он всегда делился своим опытом и знаниями с сотрудниками кафедры. Его инновационный принцип в работе состоял в том, что на лекциях и семинарах главным является студент, а преподаватель просто направляет математическое мышление студента в нужное русло и снимает трудности в понимании и решении задач. Лекции и семинары Александра Григорьевича, на которых он умел доступно рассказывать об очень сложных математических проблемах и приводить оригинальные доказательства различных теорем, с благодарностью вспоминают его бывшие студенты и коллеги.

В МИРЭА в течение многих лет и до конца своей жизни Александр Григорьевич возглавлял физико-математическую школу и стоял у истоков преподавания математики в ней. Будучи человеком широко образованным, обладавшим обширными знаниями в ряде областей, в том числе гуманитарных, он понимал важность разных подходов и методических приемов в педагогической работе и в подготовке специалистов высокого уровня. Именно поэтому он привлекал к сотрудничеству в физико-математической школе математиков, физиков, языковедов из разных ВУЗов и академических институтов Москвы, что благотворно отразилось на общем уровне подготовки учеников, их конкурентоспособности: они успешно выдерживали вступительные экзамены не только в МИРЭА, но и в другие ведущие ВУЗы. Занимался проведением школьных и студенческих олимпиад и составлением задач к ним. В соавторстве со своими коллегами по кафедре Александр Григорьевич написал и опубликовал в издательстве МИРЭА ряд учебных пособий для школьников, которые до сих пор используются при подготовке к экзаменам (см. список публикаций). Всего им было опубликовано более 100 статей и учебно-методических материалов в издательстве МИРЭА. Все задачи он придумывал сам. Многие его идеи были совершенно оригинальными (часть из них была опубликована в книге «Алгебраические уравнения», изданной в МИРЭА в 2002 году, часть - в многочисленных статьях в трудах ежегодной конференции, проводимой в МИРЭА, одним из организаторов которой он являлся. Кроме того, до появления ЕГЭ, Александр Григорьевич более 10 лет составлял вступительные задачи по математике в МИРЭА.

Он являлся одним из организаторов и участником ежегодной региональной научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе ШКОЛА-ВУЗ», а также редактором сборника тезисов докладов участников конференций. Эти конференции проходили в МИРЭА под эгидой министерства образования России. Конференции собирали учителей школ и преподавателей ВУЗов не только из Москвы, но и из других регионов России. В рамках этих конференций Александр Григорьевич ежегодно выступал со своими докладами и опубликовал немалое количество работ по математике и методике ее преподавания. В 2001 году Александр Григорьевич был включен в состав научно-методического совета по математике при министерстве образования России.

Вот что говорил Александр Григорьевич про процесс преподавания математики на первой конференции в МИРЭА: «Разрушение преподавания математики приведет к разрушению всей жизни. Дело в том, что математика, в частности, является физкультурой мозга. Дети могут сами бегать, прыгать, играть в футбол, волейбол, ходить на лыжах, плавать и заниматься в спортивных секциях. У них есть к этому врожденные наклонности. Математические же навыки не передаются генетическим путем, а должны быть восполнены обучением. В отличие от физкультуры, которая уже не связана намертво со школьным преподаванием, отделить математику от школы и вуза - нельзя. Математики - педагоги являются главными стрелочниками для учащихся в занятиях физкультурой мозга: в этом и состоит наше уникальное положение. Неспособность к математике - продукт нашего неумения и нежелания поставить преподавание математики в семье, школе и вузе на должную высоту. В математике следует помнить не формулы, а процесс мышления. Если освоен процесс математического мышления, то процесс получения формул является делом чисто механическим. Подобное отношение к формулам одинаково верно и для школьного, и для вузовского образования…».

Все, за что он брался: статьи, учебные пособия, руководство физматшколой МИРЭА, организация научно-практических конференций - все выполнялось со знаком качества Кисунько.

В последние годы Александр Григорьевич много работал над проблемой повышения качества математического образования в технических вузах. Он хотел написать сначала докторскую диссертацию по педагогике, а затем спокойно заняться волнующей его «Дзета-функцией», то есть докторской диссертацией по физико-математическим наукам. Но, увы, не успел.